Очередной отзыв в июне текущего года:
 
При первом посещении с группой учащихся
Физико-математической школы (ФМШ МИЭМ) «Музея радио» на берегу Яузы
стало понятно, что это лучшее место в Москве для знакомства молодежи
с историей радиотехники.
Теперь почти ежегодно (кроме эпидемии) я привожу наших школьников
в этот комплекс под крылом Колледжа связи (и на Дубровке,
 а теперь у новой станции метро).
Учитывая некоторые тенденции современного школьного образования
посещение этого и подобных музеев становится с каждым годом важнее.
 Ученики должны видеть реальные, тем более - работающие вещи!
И они их видят в вашем музее.

И каждый раз возникает вопрос - каким же образом удалось собрать такое количество экспонатов и создать такой объемный комплекс в учебной организации?
Под нашим «нажимом» Евгений Васильевич рассказал нам об истории музея, что тоже полезно знать школьникам и их родителям, а также рассказал
об Э.Т.Кренкеле и вообще об истории радиотехники в СССР.
В результате стала понятна структура музейного комплекса
и деление экспонатов по залам.
 
Где еще современный школьник может увидеть работающую радиостанцию?!
Упомянул Евгений Васильевич и об участии музея в международной выставке «Связь 2018» и "Крокус-Сити" - это, наверное, уникально для музеев любой учебной организации.

Объем работы по поддержанию музея «на ходу», наверное, весьма значителен,
а Евгений Васильевич работает, судя по всему, один.
Ему бы в помощь кого-то из более молодых, но опытных радиолюбителей,
которые, наверное, есть в Москве.
Пишу об этом потому, что в нашей школе тоже есть эта проблема
 (мне в этом году 75), но мы стараемся готовить молодежь,
потому что знаем, как это важно.
Я и наши школьники – желаем Колледжу и Музею
благополучной жизни в наши трудные времена!

Леонид Ашкинази, к.ф.-м.н., преподаватель физики
в Физики-математической школе
(fmsh.ru) и редактор журнала «Химия и жизнь» (www.hij.ru)
 
*       *       *

 
Ответы на частые вопросы посетителей музеев комплекса:

Обобщенный вывод многих посетителей по отзывам:

При посещении, музейного комплекса радиоэлектроники (далее МК)
в колледже связи № 54,
 становится понятным, что это самое подходящее место в Москве,
для знакомства молодежи с историей радиотехнической темы,
 где можно не только побывать на экскурсиях по шести залам трех музеев,
 но и благодаря многим действующим экспонатам,
и представленным элементам, пополнять знания радиотехники,
 свойства радиоэлементов,
по программе учебного процесса в школах и ВУЗах.
Каким же образом удалось собрать такое количество экспонатов
и создать такой объемный комплекс в учебной организации,
какие планы, проблемы в музее на текущее время?

Отвечает основатель МК Суховерхов Евгений Васильевич,
он сообщил ,что в начале была цель
создать музей Центрального радиоклуба СССР (ЦРК).
 В 1995г. на конференции ЦРК было объявлено создании такого музея,
главным разделом которого был мемориал Героя СССР
– полярника – радиолюбителя Э.Т. Кренкеля,
а так же раздел аппаратура для радиолюбителей
изготовленной по плану ЦРК.
 Далее, в начале двухтысячных годов,
в результате преобразования ЦК ДОСААФ в ЦС РОСТО
- ЦРК оказался не рентабельным
– его объединили с городским радиоклубом,
а практически, обе радиолюбительские организации
остались без необходимого по площади помещения
и перестали функционировать.
Разделы ЦРК были упразднены, в том числе музей.
В 2001г. настало время спасения небольшого фонда музея ЦРК.
 
Это многолетняя отдельная история
с фактами 4-х кратного принудительного переезда фонда,
его сворачивания и разворачивания, и развития.

Дальнейшей целью на других площадях,
было создание музеев, с памятью о ЦРК, легендарном Э.Т.Кренкеле,
а так же отобразить большую заслугу радиолюбительского движения
в многогранной истории основных направлениях:
- «РАДИО», «РАДИОСВЯЗИ», «ЭЛЕКТРОНИКИ».

По мере накопления экспонатов, в Центре образования № 1685 (2-й переезд)
в 2004 г.были созданы три тематических музея,
что оказалось удобным при физическом формировании разделов каждого музея
и их экспонирования.
В результате, кроме приоритета радиолюбительской темы,
комплекс отражает историю многих направлений
применения радиоэлектроники в быту и в военном деле.
В музее радиолюбительства зарегистрирована коллективная радиостанция,
 имеющая позывной сигнал «RK3F»
 - это позывной бывшей Федерации радиоспорта СССР,
на радиостанции проводится реальные радиосвязи с радиолюбителями Мира.
 Радиостанция является базой для работы кружка радиосвязи.
Уникальным для не Федерального музея учебной организации является участие на международной выставке «Связь 2018» и «Крокус-Сити».

В 2021г. наш музей принял участие в проекте создания музея радио
 на базе музея в Бузском районе Подмосковья,
передав в этот музей более 100 единиц имущества «радио» ( из фонда запаса).

На возрождение музея Центрального радиоклуба,
его развитие, обратил внимание Центральный комитет ДОСААФ
- за последние 3-и года наградил основателя музея
- медалью трижды героя А.С.Покрышкина, и двумя орденами «За заслуги».
Что оказалось не замеченным в колледже связи.

Внешних проблем у МК нет – он прописан на Рязанском проспекте
в колледже связи № 54 - занимает целый этаж,
имеет высокий имидж не только в Москве,
 но и за ее пределами, участвует в выставках, конфекциях, конкурсах,
Олимпиадах, контактирует с профильными музеями.
Успешно работает по своему плану.
 
 Служебные проблемы возникали с оборудованием,
 порядком учета фонда, штатом комплекса.
Для основателя МК и его руководителя обострилась проблема
подбора нового руководителя (а это предстоит в не далеком бедующем).
Для продолжения поддерживать стабильную работу такого комплекса,
сохранять радиолюбительскую, тему, заложенную его основателем,
поддерживать техническое состояние экспонатов,
обеспечивать работу радиостанции,
поддерживать контакт с радиолюбительской общественностью,
такое смог бы опытный специалист с радиолюбительской практикой.
Попытки подобрать кандидата на смену руководителя,
из числа опытных радиолюбителей,
пресекались администрацией колледжа – по различным причинам.
Это и является проблемой на текущее время.
Предложенный вариант администрацией
 – прикрепить выпускника колледжа для стажировки работы в музее,
 с перспективой на пост руководителя - пока в плане.
Предстоит определить степень специализации этого кандидата
по радиотехнике, знания истории по темам музеев,
способности приобретать опыт радиолюбителя, руководителя
– для этого необходимо время.
Хватит ли время руководителю, подготовить себе замену в общем,
или из предложенного кандидата в частности?

А пока, кроме решения текущих задач работы комплекса, в новом учебном году,
 хочется принять участие
 в работе VIII – й Российской конференции музеев связи
 в Санкт-Петербурге (15-17сентября),
тем более, что этому музею исполняется 150лет .
 В связи с этим подготовлен и отправлен подарок конференции
– памятный видеоролик с фотографиями и видео участников
семи конференций с 2007 по 2019гг.

Информацию подготовил Е.Суховерхов
Август 2022г.